Полинезийская регата



Вот уже много лет подряд в самом сердце Великого океана, на островах Содружества (Society), составной частью которых является Таити, в конце октября месяца проходит грандиозное спортивное мероприятие, привлекающее пристальное внимание обитателей Восточного полушария нашей планеты. Жители России, да и, пожалуй, всего Старого света (за исключением населения самой метрополии – Франции, в водах Заморских территорий которой и протекает сие великолепное действо) и слыхом не слыхали о столь масштабном соревновании отборных полинезийских гребных экипажей. А оно весьма зрелищно и чрезвычайно популярно во всем Тихоокеанском регионе! Десятки журналистов и телекомпаний на протяжении нескольких дней кряду ведут прямые репортажи с захватывающих гонок гребных лодок-пирог, океанских каноэ с аутригерами (балансирами), всесторонне и подробнейшим образом освещая не только сам процесс соревнований, но и всю скрытую «кухню» подготовки спортивных судов и тренировок их экипажей. Пожалуй, эти соревнования можно сравнить по популярности и задействованным pr-ресурсам с международными ралли «Париж-Дакар» и знаменитыми гонками экстремалов «Camel Trophy». Миллионы телезрителей островов Океании и архипелагов Полинезии, Австралии и Новой Зеландии, Японии и Соединенных Штатов не отрываются от экранов телевизоров, пристально наблюдая за всеми перипетиями увлекательных океанских гонок, с азартом болея за полюбившиеся команды и трогательно переживая их успехи и неудачи.



Чтобы понять неравнодушие местного населения к этим ежегодным событиям, следует немного вспомнить историю заселения огромной Океании и ее весьма значимой составляющей – Полинезии. Полинезия – это огромный воображаемый треугольник на карте Тихого океана, вершинами которого являются Гавайи на севере, Новая Зеландия на юго-западе и остров Пасхи на востоке. Как известно, европейцы открыли Тихий океан сухопутным путем. И произошло это только в 1512 году, когда губернатор испанской колонии в Новом Свете де Бальбоа с горсткой солдат пересекши узкий перешеек, соединяющий американские континенты, вышел к берегу нового моря, которому тут же дал название Южного, сохранявшееся довольно долго (еще в XVIII веке флибустьеры Вест-Индии продолжали называть Тихий океан Южным морем). Лишь через несколько лет неистовый португалец на испанской службе Магеллан, обогнувши Южную Америку через длинный скалистый проход, носящий теперь его имя, вышел на просторы Великого океана. И хоть назвал он его Тихим ( с погодой необычайно повезло), правильнее было бы первое утверждение. Достаточно взглянуть на глобус, чтобы воочию убедиться – океан занимает почти треть поверхности Земного шара. На долю Тихого (Великого) океана приходиться половина всей водной массы, существующей на планете. На этом огромном пространстве могла бы поместиться вся земная суша, все материки и острова, и еще бы осталось свободное место! За 8-часовой перелет на современном реактивном лайнере от островов Туамоту до Лос-Анджелеса не встречается ни один клочок земли, внизу нельзя заметить ничего — ничего, кроме водной пустыни.


На необъятном пространстве Тихого океана рассеяны скопления небольших островов. Тысячи километров отделяют архипелаги друг от друга и от материков – Америки и Азии. И так было всегда, эти затерянные в просторах океана кусочки земной тверди были разобщены издревле. Нигде в Океании не обнаружено следов палеолитического человека, однозначно местное население сюда пришло из других мест. Откуда? Когда? Как? Большинство современных ученых сходится во мнении, что главное направление человеческой миграции шло от берегов Юго-Восточной Азии. Торговцы древнейшей цивилизации — Китая, обладавшие необходимыми знаниями (математика, астрономия, компас…) и мореходными судами – парусными джонками совершали плавания к Малайскому архипелагу уже на рубеже Новой эры. Но весьма задолго до них от берегов Малайи другие мореходы на других, еще более древних лодках уходили далеко на восток. Марианские острова (полторы тысячи км от Филиппин, 2500 км от Китая) были заселены 4000 лет назад. Выходцы из Азии, поколение за поколением, открывали и заселяли один островной архипелаг за другим. Сначала это были древнейшие негроидные племена (их обличье примерно можно представить, взглянув на современных папуасов), покинувшие прародину во время последнего ледникового периода, следующую волну переселенцев составляли люди белой расы, сходные с айнами, аборигенами островов Хоккайдо и Курильской гряды. От смешанных браков и образовались те различные группы островитян, которые населяют теперь Океанию. И хотя жители архипелагов сегодня часто уже не понимают друг друга, тем не менее, все языки Океании принадлежат к одной группе малайских языков. И следует отметить, что филологи не знают языка более богатого морским терминами, чем полинезийский. Это настоящий язык путешественников и мореходов.


Знаменитый норвежец Тур Хейердал выдвинул гипотезу и практически доказал ее, что по крайне мере часть островов Тихого океана была заселена с противоположного направления выходцами из Южной Америки, в частности — Перу. В легендах многих островных народов присутствуют воспоминания о своей прародине на Востоке, божества и идолы местных племен весьма схожи с южноамериканскими. Споры ученых не утихают, но можно смело утверждать, что само положение жителей Океании вынудило их сделаться отличными мореходами. Познания средневековых полинезийцев в географии и астрономии, унаследованные от китайцев или инков, намного превосходили знания современников-европейцев. Они знали, что Земля – шар, у них были слова, означающие такие отвлеченные понятия как экватор, тропики Рака и Козерога. Островитяне дали названия двум сотням звезд и шести планетам, для их штурманов небо было часами, календарем и компасом. А странствовали они по океанским просторам на небольших, но надежных мореходных лодках с балансирами. Пирога с балансиром – уникальный морской челнок. На Филиппинах строят лодки с двумя балансирами: поплавок с наветренной стороны приподнят и своим весом старается вернуть кренящуюся лодку в устойчивое положение, притопленный балансир с противоположного борта своей плавучестью также способствует этому. В Микронезии, Меланезии, Полинезии строят пироги с одним поплавком. Причем в первых двух островных архипелагах местные мореплаватели балансир всегда располагают с наветренной стороны, а лодки имеют совершенно одинаковые нос и корму, что позволяет двигаться в нужную сторону при любом направлении ветра. В полинезийских же пирогах нос и корма разные и плыть можно только в одну сторону, но эффективный балансир оказывает воздействие на судно то своим весом, то плавучестью в зависимости от того, находится ли он с подветренной или наветренной стороны.
Даже большие, океанские лодки длиной 10 -12 метров, исстари строились из цельных стволов тикового дерева. Работа, начиная с выбора подходящего дерева, продвигалась неторопясь и тщательно, с непременными заклинаниями, необходимыми обрядами и ритуалами. Ведь для будущего владельца она должна была стать основой жизни, источником существования. Готовая пирога получала название и несколько дней была центром внимания всей деревни. Хозяин, родственники и друзья только и говорили о ней, расхваливая на все лады. В день спуска лодки на воду прибывали вожди из соседних деревень, чтобы принять участие в гонках. По обычаю, соревнование следовало выиграть местным жителям, желательно, чтобы новая пирога была в числе первых. Вот с тех давних времен и ведут свой отсчет современные полинезийские регаты.
***

Наше время, раннее утро 24 октября, Французская Полинезия, остров Хуахини (Huahine), пару сотен километров на запад от главного острова архипелага — Таити. Начинается знаменитая гребная регата Hawaiki Nui Va’a 2007. По сути, это неофициальный чемпионат Мира по гребле на традиционных лодках. В ходе трехдневного марафона спортсмены должны преодолеть около 130 км океанских просторов, разбитых на три этапа между четырьмя островами. В прошлом году в чемпионате принимало участие более 2500 гребцов. В этот ожидается не меньше. В рассветных сумерках (всего лишь 5.30 утра) экипажи спускают с берега на руках многие десятки каноэ с балансирами, загодя доставленные со всех уголков Полинезии. Сотни людей суетятся вокруг лакированных, ярко раскрашенных каноэ, готовя их к главному соревнованию сезона. Современные лодки только внешне напоминают своих прародителей. Сегодня это высокотехнологичные спортивные снаряды, исполненные из новейших пластиков и композитов, с гидродинамическими обводами, рассчитанными на компьютерах и проверенными в гидролабораториях. Тиковое дерево почти уступило пальму первенства как конструкционный материал, чаще оно используется только для отдельных деталей судна. Каждая лодка неповторима и уникальна, ее холят и лелеют все члены команды, ухаживают за ней, как за живым существом. В командах, помимо самих гребцов, есть и специальные люди, условно назовем их «техниками» или «механиками» (хотя эти слова не очень-то вяжутся с образом стремительной и легкой пироги, лишенной каких либо механизмов), занимающиеся обслуживанием замечательных гребных «болидов».


Лодки выстраиваются в ряд на морской акватории вдоль условной линии, ограниченной судами обеспечения (нужно отметить, что местное французское руководство живо интересуется этим знаменательным мероприятием и всячески помогает его проведению, ежегодно выделяя значительные силы военно-морского флота для обеспечения соревнований). Несколько скоростных судейских катеров снуют вдоль рядов каноэ, подравнивая их и напоминая участникам правила соревнований. Зрелище замерших перед стартом сотни с лишком гоночных лодок, в каждой из которых сидит по шесть могучих гребцов, впечатляет своим масштабом и торжественностью. А в стороне скучилось еще большее количество разнокалиберных парусных и моторных судов обеспечения и поддержки, яхты с журналистами, пассажирские теплоходики с местными болельщиками и зарубежными туристами.



Первые лучи встающего солнца озаряют скопления судов, океан спокоен, ни ветерка. Звучат слова приветствия спортсменам, многократно усиленные мощными мегафонами, в воду летят венки из живых цветов, в небо летит сигнальная ракета. Старт, гонка началась!



Одновременно ударили веслами сотни гребцов, вспенили воду моторы катеров, яхт, пассажирских катамаранов. Вся гигантская гребная флотилия, сопровождаемая парусно-моторной армадой, лавиной устремилась в сторону тысяч зрителей, скопившихся на набережной острова. На первом участке марафонцы, преодолев пару километров к острову Хуахини, огибают плавучий буй в непосредственной близости от наземных зрителей и болельщиков, после чего разворачиваются на 180 градусов и, сопровождаемые воплями восторга и пожеланиями удачи, устремляются через океанский пролив к другому острову – Райатиа (Raiatea), где намечен сегодняшний финиш. Длительность первого этапа – почти 45 километров. Уже с первых минут вперед вырываются наиболее подготовленные экипажи. Постепенно флотилия каноэ, выйдя на оперативный простор, растягивается и в длину и по ширине, ведь каждый экипаж выбирает путь к цели самостоятельно, учитывая ветер, волнение, течения. От былого спокойствия моря вскоре не осталось и следа! В океанских проливах почти всегда гуляют весьма солидные волны, и хлещет порывистый, хотя и теплый, ветер. В тучах брызг гребцы равномерно, но в сумасшедшем, как кажется, темпе, ударяют короткими веслами по воде то слева, то справа от себя, слаженно перехватывая их над головой в короткие доли секунды. 60-70 гребков в минуту! На протяжении нескольких часов кряду! Огромная, запредельная нагрузка, которую могут вынести только настоящие атлеты, тренирующиеся долгие годы и полностью отдающиеся любимому делу. Это дело их всей жизни, их образ жизни. Они профессионалы!


Каждая элитная спортивная лодка (а на регате присутствуют только такие) и ее команда имеет хозяина и спонсора. На бортах всех каноэ помимо собственного имени лодки присутствуют и названия фирм-спонсоров, и реклама известных брэндов (в их череде топливно-энергетические монстры, авиакомпании, крупные торговые марки, популярные операторы сотовой связи и сетевые гиганты…). Вот уже несколько лет неизменным призером всех регат является лодка, спонсируемая местным подразделением международного концерна Shell. Команда так и называется – Shell Va”a (как я понял, занятное Va’a как раз и означает традиционную полинезийскую пирогу, хотя я и могу ошибаться). Вложенные в лодку и команду средства окупаются сторицей, прославляя и продвигая, по сути, американскую компанию на французском топливном рынке, где присутствуют, надо заметить и свои отечественные, весьма сильные, игроки.
  • 0
  • 23 марта 2010, 12:33
  • admin

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0

… Лодки то зарываются носом в волны, то взлетают на их гребни, балансиры-аутриггеры вспарывают морскую поверхность, ветер срывает пену с водяных валов и брызги с лопастей весел. Поднявшееся над морскими просторами тропическое солнце немилосердно жарит спортсменов, но ветер и водяная пыль хотя бы частично охлаждают разгоряченные тела, работающие на пределе человеческих сил. Люди гребут, ударяя веслами воду, словно тщательно собранные и отрегулированные машины, не знающие усталости и жалости к себе. Адреналин переполняет кровь спортсменов, не давая угаснуть спортивному азарту – ведь это состязание, к которому они готовились весь год! Каждое каноэ со спортсменами сопровождают многочисленные болельщики на разнокалиберных плавсредствах и командное судно обеспечения. Болельщики энергично подбадривают экипажи лодок песнями, призывами, «кричалками» и мольбами ко всевышнему. С судов обеспечения, после обрабатки поступающей информации о положении соперников и природных условиях на маршруте, следуют советы по прокладки курса и тактические команды. Иногда с них передают в лодки свежую питьевую воду, и это неудивительно — пот с гребцов катится градом. В небе парят геликоптеры с телевизионщиками и официальными наблюдателями, десятки моторок с журналистами и судьями сопровождают лидеров и ведут прямые репортажи для наземных болельщиков и ожидающих на берегу финиша зрителей.


Океанские каноэ – весьма ходкие суденышки! Не скажу, что наш журналистский моторный катер шел по морю-океану самым малым ходом. Мы, конечно, не глиссировали, но и не сбавляли скорость до малого, шли со средней скоростью. Под 100-сильным мотором! А гребные пироги, построенные в традиционной, веками проверенной архитектуре, шли параллельным курсом вровень с нашим бортом! Современнейшие конструкционные материалы и прекрасные гидродинамические обводы лодок, помноженные на мощь тренированных тел и командный Дух, подкрепленные азартом и адреналином, делали, казалось, невозможное.


…Все когда-нибудь кончается, кончился и этот труднейший этап. Под крики тысяч зрителей, собравшихся на набережной острова Райатиа, лодки одна за другой проносились мимо судейских и зрительских трибун, а через минуту их обессилившие экипажи снопами валились навзничь, отдав все силы борьбе с морем и соперниками. Но лишь слегка придя в себя, чуть отдышавшись, спортсмены уже протягивали руки своим партнерам по команде, крепким мужским рукопожатием благодаря их за титанические усилия, вложенные в достижение цели. Отвечать зрителям и болельщикам пока не было сил, спортсмены их просто не видели. Только спустя какое-то время, когда настало время вытаскивать лодки на сушу, пришедшие в себя гребцы, стали понимать происходящее, с благодарностью и улыбками встречали поздравления.
По традиции каждую команду, независимо от показанного результата, встречали прекрасные таитянки с цветочными гирляндами в руках, которые они надевали на шеи атлетов.



Вдобавок к цветам девушки прикладывались своими щеками к щекам столь достойных мужчин, и это возвращало силы измотанным морским странникам! К сожалению, этот ритуал достался не всем участникам регаты: нескольких человек экипажей вынесли с лодок на носилках, в обморочном состоянии – сказались гигантское физическое перенапряжение и тепловая нагрузка (ps: к счастью, обошлось без тяжких последствий).


Вытащенные на берег лодки тем временем заполнили весь немаленький пляж, вокруг них суетились «техники», экипажи восстанавливали силы под душами с пресной водой. Недавние соперники, прихлебывая свежевыжатые соки, дружески общались между собой, ведь многие знакомы уже долгие годы. Мне удалось практически в упор рассмотреть многих участников регаты, и я был поражен их физической мощью, гармоничным развитием и великолепной фактурой. Это могучие атлеты, украшенные роскошными татуировками, совершенно разного возраста (конечно, преобладали молодые люди до 30 лет), цвета кожи, расовой принадлежности, что только подтверждало многообразие генофонда жителей Полинезии. Удивило, что в командах довольно много европейцев – это французы, переселившиеся из метрополии в Полинезию надолго, если не навсегда. Чуть позже началась торжественная церемония награждения победителей первого этапа. Предсказуемо победил знаменитый экипаж Shell Va’a. Традиционные пляски и танцы красивейших юношей и девушек под аккомпанемент народных там-тамов, а также наградные статуэтки в виде изящных Va’a (каноэ) были наградой мужественным спортсменам. Впрочем, клонящееся к закату солнце вскоре напомнило участникам гонок о заслуженном ночном отдыхе.


Соревнование продолжилось на следующий день. И на следующий тоже. Отважные гребцы преодолели океанские проливы до острова Таха-а (Taha’a), а затем и до красивейшего Бора-Бора (Bora-Bora), таитянской «жемчужины», где гонка финишировала. Все эти дни экипажи самоотверженно боролись с морскими просторами, течениями, волнами, накапливающейся страшной усталостью и физическим истощением. Они сделали это! Как когда-то их героические предки на утлых допотопных суденышках покорили Океан, названный позднее Великим, так и сегодня наши современники с другого конца Света продолжают вековые традиции древней нации мореходов и первооткрывателей. И значит, у этого народа есть будущее.

На Таити стоит попасть хоть раз в жизни только ради этого великого зрелища. Уверен, оно не оставит равнодушным никого. Хотя, стоит заметить, здесь есть что посмотреть и в любое другое время года. И, скорее всего, Вы это сделаете летом. Потому что оно здесь вечное.
Как, Вы еще не были на Таити?


Материал подготовил Александр Аристархов.
avatar

admin

  • 23 марта 2010, 12:33

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Дайвинг клуб Акванавт подводное плавание, обучение в Москве