Водолазное снаряжение Российской империи

Человек с древнейших времён пытался проникнуть под воду. Сначала (и очень долгое время) это были простые ныряльщики, охотившиеся в море за крабами, моллюсками, рыбами, осьминогами и губками. Эти древние пловцы могли полагаться лишь на свою выносливость и отвагу. Уже в эпоху Средневековья, на помощь человеку пришли простые технические приспособления – водолазный колокол (к которому позднее приспособили ещё и мощный поршневой насос) и кессоны. Эти достаточно эффективные решения позволили людям проводить несложные спасательные и технические работы на небольших глубинах, и они были наиболее популярны вплоть до середины XIX века. Впрочем, у этих методов был весьма большой недостаток – ограничение в подвижности работающих под водой людей.



Изобретение водолазного шлема – колокола в миниатюре, в совокупности с насосом на поверхности, подающим воздух по гибкому шлангу в подшлемное пространство, было настоящей революцией в водолазном деле. Отныне человек мог свободно перемещаться по дну и выполнять под водой существенно более сложные работы. Он дышал сжатым воздухом, и это уравновешивало внешнее гидростатическое давление, а постоянная смена воздуха обеспечивала непрерывную вентиляцию, из-за чего снаряжение стало называться вентилируемым.



Первый водолазный костюм, в котором уже эффективно можно было работать под водой, сконструировал англичанин Август Зибе в 1819 г. Он состоял из прочного шлема с иллюминаторами и герметично соединённой с ним водонепроницаемой курткой-рубахой. Воздух подавался сверху по шлангу и свободно выходил снизу из-под куртки. При наклонах водолаза вода проникала под рубаху, и это был главный недостаток изобретения, которое, тем не менее, стало с успехом использоваться в водолазной практике. Позже Зибе усовершенствовал конструкцию, заменив короткую рубаху полноценным герметичным костюмом, снабдив его тяжелыми галошами, нагрудными грузами и, самое главное, смонтировав в шлеме управляемый выпускной клапан для удаления излишков воздуха. Водолаз, при надобности нажимая клапан головой, мог теперь регулировать объём воздуха внутри костюма, регулируя свою плавучесть. Путём таких изменений Зибе фактически завершил эволюцию водолазного костюма с жёстким шлемом.
Примерно в это же время на русском флоте курляндский мастер-механик Гаузен предложил свою конструкцию водолазного скафандра, сходную с ранней разработкой Зибе, и напоминающую видоизменённый водолазный колокол. Водолаз помещал голову в небольшой колокол с застеклёнными окнами, к нижнему фланцу которого была прикреплена изогнутая дугой широкая металлическая шина. Одетый в непромокаемую кожаную одежду человек сидел верхом на ней, а лишний воздух свободно выходил из-под края шлема, поэтому сильно наклоняться водолаз тоже не мог. Позднее шина, мешающая свободному движению, была заменена двумя ремнями, проходящими под мышками водолаза. Снаряжение Гаузена ограничено применялось в России ( в основном в Кронштадте, возможно – и в Севастополе), по крайней мере, вплоть до 1873 г.



По настоящему работоспособное водолазное снаряжение появилось в России в 1839 г. Оно было закуплено в Англии для нужд Черноморского флота у изобретателя Джона Дина, который придумал некий водолазный «снаряд» (по сути – симбиоз скафандра Зибе с мощной помпой собственной оригинальной конструкции). Скорее всего, именно эта закупка стала началом проникновения английской водолазной школы в Россию. Снаряжение Дина, быстро совершенствовалось, превратившись к середине века в прототип современного двенадцатиболтового вентилируемого снаряжения, поставляемого отныне фирмой Гейнке, а затем, с 1870-х гг. — фирмой Зибе-Горман.


Сн.Дина 1830-х гг.


Сн.Денейруза обр.1872 г.

Второй тип импортного снаряжения, применявшийся в России — трёхболтовое вентилируемое от французского мастера-изобретателя Денейруза. В 1872 г. он стал поставлять свою усовершенствованную модель, весьма близкую к современным конструкциям, в наше отечество.


Шл.Дина 1830-х гг.


Сн.Денейруза 1870-х гг.

Ранний шлем Д.Дина, как и в снаряжении Гаузена, не был соединён с рубахой. Излишки воздуха уходили из-под нижнего фланца. Манишка, жестко прикреплённая к шлему, существенно улучшала удобство расположения шлема на плечах и облегчала его ношение. Выпуклые стёкла отличались прочностью, вдобавок были защищены металлической решеткой. Никаких клапанов на шлеме не было.
Английское двенадцатиболтовое водолазное снаряжение Гейнке (копия конструкции Зибе) поступило в Россию во время расчистки Севастопольской бухты в 1857-1859 гг. В 1861 г. оно было официально принято в эксплуатацию, и на Адмиралтейских заводах под Петербургом было налажено отечественное производство.


Шл.Гейнке 1850-х гг


Шл.Зибе-Гормана 1870-х гг.

С начала 1870 гг. двенадцатиболтовое снаряжение в Россию стала поставлять английская фирма Зибе-Гормана. Специалисты именно этой фирмы превратили скафандр Дина в современную конструкцию – герметично соединили водолазную рубаху с манишкой шлема, а также придумали крепление котелка шлема к манишке с помощью секторной резьбы.
К 1860-м годам корабельные водолазы были введены в штатные составы экипажей крупных судов, а профессия водолаза – стала официально признанной.

Текст и иллюстрации: Александр Аристархов
  • 0
  • 26 марта 2010, 12:46
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Дайвинг клуб Акванавт подводное плавание, обучение в Москве